шоссейный велосипед

Предыдущий день

К началу отчета

Следующий день

День 11: 26.05.09.

Приток р.Чапы - – р.Нурмежа - Кондопога –р.Сандалка -  вдп.Кивач (радиалка) –стоянка в долине р.Сандалка

Всего 54,72 км

Ясно, тепло. Хороший грейдер. Серия подъёмов. Проезжаем реку Нурмежа. Справа за ней, похоже, тоже можно стоять.

Впереди Кондопога

Серия хороших тягунов. Начинается асфальт среднего качества. После очередного тягуна открывается вид на Кондопогу. Длинный, скоростной спуск прямо на городскую улицу.

Первый серьёзный поворот влево уводит нас в сторону ЦБК, запах которого ни с чем не спутаешь. Но цель - не он, а Успенская церковь, второе по высоте деревянное здание мира (первое - 19-этажный деревянный небоскреб предпринимателя из Архангельска) и первая по высоте деревянная церковь. Посещение платное, территория охраняется.

Успенская церковь

Солнечно, в небе – перистые облака. Сильный северо-западный ветер. На Кондопожской губе – штормит.

Осматриваем сооружение, которое, действительно впечатляет. Церковь стоит у самой воды на берегу Кондопожской губы. Сильный ветер, на озере - легкий шторм.

Возвращаемся в город, закупки на привокзальной площади, там же есть аптека. Менее километра за вокзалом - ЖД-переезд направо. Там - дорога на Кивач. Но сначала мы продолжаем движение по дороге, которая огибает город. Находим рынок (визуально).

(УВЕЛИЧИТЬ)

Кондопожская губа

Поворот налево, несколько метров - и будет кафе "Руны" (видимо, имеются ввиду руны Калевалы). Там и обедаем, вполне прилично. Там же неподалеку – универсам, салон связи, банкомат Сбербанка.

Возвращаемся на переезд. Район города долго тянется вдоль дороги. Плавный подъём, покруг – район одноэтажной застройки. Справа, чуть внизу - Нигозеро.

Дорога входит в смешанный лес, небольшая пересечёнка. Затем - перекресток. Налево - в Петрозаводск, направо - в Медвежьегорск. Это - Мурманская трасса, ее новый участок. Стоит памятник дорожному катку. Прямо – на Березовку и Бол.Вороново. Нам - направо.

Асфальт - самый лучший, обочина - хорошая. Трафик по московским меркам невысокий. Хвойный лес, сосна - ель. Пахнет какой-то гарью, в воздухе висит дымка. Скоро все проясняется: проезжаем городскую свалку. Дальше воздух чистейший.

Лес – ель и сосна. Иногда на откосах дороги есть песок и валуны. Ненаселенка.

Как выяснилось, это – новая линия Мурманской трассы.

Проезжаем мимо поворота на Агвенлампи (туда идет охотничье-лесовозная дорога, достаточно битая).

Так, на одном дыхании, доезжаем до реки Сандалка. Речка очень узкая, похоже, что есть хорошие заходы на стоянку, с 2-х сторон. Но пока рано!

Почти сразу за мостом поворот налево, отворотка на Кивач. Крупногравийный, 2-х полосный асфальт с почти нулевым трафиком. Вокруг - очень красивый, старый сосново-еловый лес. Налево - очень хорошая лесная отворотка в сторону Сандалки. Позже Сандалка в травянистых берегах на какой-то момент очень близко подходит к нашей дороге.

Кивач

Вскоре местность слева с долиной речки уходит вниз, слева от дороги теперь крутой, высокий обрыв, поросший вековым лесом.

Граница заповедника Кивач обозначена щитом. Здесь съезжать на отворотки уже нельзя, не говоря уже о стоянках.

Территория самого водопада - охраняемая, посещение платное (20 р.). Велосипеды оставляем на въезде под наблюдением охраны, но деньги, документы, телефоны и навигаторы берем с собой.

Территория благоустроена: кафе, туалеты, сувенирные лавки. Есть дендропарк (деревья, в общем-то, обычные, нашенские. Кроме, может быть, карельской березы), музей заповедника, маленький и аккуратный. Вообще, все так непомпезно и душевно!

Про сам Кивач уже столько написано и рассказано!.....Это все равно, что писать про Красную Площадь. Скажу вот что. Увидев в свое время в непролазной карельской глухомани 20-метровый гигант Юканкоски, я почему-то думал, что Кивач - это, скорее, бренд, пиар, чем реально красота великая. Я ошибался.

Кивач

Общая высота Кивача - всего 7 метров. Но чувство гармонии, действительно, очень сильное! Водопад насчитывает 4 ступени с ровными участками между ними, и эта протяженность по длине усиливает общее восприятие: водопад кажется выше, чем он есть. Отвесные скалы и вековой лес дополняют картину.

Когда мы приехали, заповедник был практически пуст. Уже при нас подогнали 5 автобусов, один из них - с финнами, стало гулко и людно. Пора уезжать!

Музей на Киваче

Обратно - той же местной дорогой доезжаем до границы заповедника. Видим направо малозаметную, заросшую отворотку с поваленной вековой березой поперек. Разведка для лагеря!

Тропа выводит на старые, полузаброшенные сенокосы. За ними - смешанный лес, без каких-либо тропинок, люди его, похоже, вообще никогда не посещают. Зато медведь сходил здесь в туалет пару дней назад! Встаем поодаль от медвежьей кучи.

Воду берем из проточной дренажки на краю сенокоса.

Переменная облачность, тепло. Ночью над сенокосом летает бекас и блеет, подобно молодому барашку.